Письмо Эллы Александровны и Владимира Готфридовича Швеммер учителю русского языка и литературы гимназии № 96 города Челябинска Наталье Борисовне Столбовой умершей (16/10 - 2021) в период пандемии COVID -19.
Привет, Наташа! Сегодня 21.11.21. Не успели написать тебе при жизни, приходится посылать письмо «вдогонку».
Близятся твои сороковины, когда принято ставить свечи за упокой души, приходить на кладбище, наводить порядок, убирать венки. Находясь от Челябинска очень далеко, можем лишь поставить свечи… Но мы не беспокоимся, уверены, что родные и близкие, а также ученики ничего не забудут и всё будет сделано как надо…
Ты завершила свой земной путь и переступила порог, который ждёт каждого. Никому из нас не дано отказаться от подобного опыта, как не дано и поделиться им с теми, кто остался жить. Ты, Наташа, присоединилась к большинству человечества, которому суждено было посетить этот мир. Твой уход оказался неоправданно ранним. Непосредственная причина – COVID, но настоящая – глубинная, скорее всего, скрыта в ином. Ты, Наташа, в своём земном бытии виделась нам как существо, оказавшееся между прошлым и будущим. Ты походила на странника во времени и являла собой пример человека из будущего, волей случая занесённого в настоящее. Причём, странным образом, оказалась способна ориентироваться в этом несовершенном «настоящем» соотносясь с моральными критериям прошлого, с принципами этики, выработанными тысячелетиями культурной истории. Вот такой ты была загадочный человек-идеалист! В художественной литературе тебя волновали примеры поиска смыслов, страдания ума и сердца людей. «Герои иного времени», следовавшие голосу совести, хранившие свою честь и достоинство, для которых проявление порядочности – не пустой звук, а состояние любви есть высшее счастье, именно они были жизненными ориентирами для тебя и твоих учеников. Не назидательность и дутый патриотизм, а художественное содержание, способное вызвать отклик в душе, вот что ценила ты в литературном произведении. Не случайно, со студенческих лет, тебя восхищала поэзия «серебряного века», подобная «Поэме без героя» Анны Ахматовой:
«На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…»
Ты любила стихи, сердце твоё тосковало по иным, не подлым, а «новым» достойным временам, которых ты так ждала, о которых так мечтала! А грезила ты о времени, когда в литературе в чести будут не «лесть и поклоны» в сторону безумства власти или богатства, а свобода выражения мнения, оригинальность, глубина и полёт творческой мысли, красота и тонкая поэзия чувств. Ты надеялась на чудо, что вот случится «нечто» и повседневный русский язык даже на просторах интернета засверкает культурой речи и в такой форме станет достоянием большинства населения России. Если попытаться коротко определить, к чему ты стремилась всю жизнь, то главной ценностью для тебя являлась красота. Она выражалась в том, что люди (и взрослые, и дети) тянулись к тебе.
В профессиональной карьере ты достигла ступени – «учитель высшей категории». Ты виртуоз от педагогики. Так было на самом деле. Ты мастерски владела своей профессией. Это правда, но не вся, а лишь часть её. Ибо, ко всему прочему, ты прониклась ещё и самой «главной тайной» педагогики. Ты осознала, что есть методы воздействия, а есть искусство педагога. И второе намного эффективнее, сильнее первого. На собственном опыте ты прочувствовала, что искусство педагогического воздействия начинается там, где «звезда с звездою говорит», где возникает резонанс эмоционального переживания учителя с душевным состоянием ученика. Основа этого резонанса – искренность. Педагогические приёмы важны и нужны, но они имеют кратковременное действие, а совместное переживание учителя и ученика, остаётся в памяти навсегда. Ты, Наташа, была человеком, способным на сопереживание. Мы помним твою мятущуюся душу, тоскующую по справедливости, стремящуюся к возвышенной, полной искренности жизни, в которой нет места иерархии отношений, а есть горние высоты созвучия устремлений. Ты, Наташа, достойна высокой памяти, потому что имела смелость менять обстоятельства жизни ради свободного состояния духа. Ты несла людям слово и любовь – два самых надёжных материала, из всех, которые известны в истории человечества. Сегодня, отдаляясь от нас во времени, ты напоминаешь героиню романа М. Булгакова – Маргариту – в момент обретения ею способности летать. Вы сливаетесь полностью: «Невидима и свободна, невидима и свободна…». Наконец-то, свободна, Наташа! Будь свободна и спокойна, говорим мы тебе вслед, здесь помнят и любят тебя!
Твои коллеги, Элла Александровна и Владимир Готфридович Швеммер
|