Русский язык
9 класс
Изучение курса «Русский язык» на средней ступени обучение (базовый уровень) осуществляется по программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Данная программа соответствует примерной программе основного общего и среднего общего образования по русскому языку и обеспечивает освоение федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования на базовом уровне.
В соответствии с областным базисным учебным планом в учебном плане гимназии на изучение русского языка отводится в IХ классе – 70 часов (2 часа в неделю).
Общая характеристика учебного курса
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Основные цели и задачи курса
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
-
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
-
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций
Коммуникативная компетенция (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
-
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
-
овладение нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-
обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Эта компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
-
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения,
-
вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании),
-
развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению. Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом
школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.
Языковая и лингвистическая (языковедческая)
компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование
активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
в 10 а классе – 35 часов (1 час в неделю);
в 11 а классе – 35 часов (1 часа в неделю).
стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Изучение профильного курса русского языка обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический и филологический анализ текста.
В то же время на профильном уровне старшей школы продолжается совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания
и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими). Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи с этим большое внимание на профильном уровне уделяется изучению таких разделов лингвистики, как «Функциональная стилистика» и «Культура речи», что поможет учащимся осознать закономерности организации языковых средств в разных стилях речи и вооружиться основными способами употребления этих средств для достижения максимальной эффективности общения в разных коммуникативных условиях
Программа для профильного уровня предусматривает целенаправленное совершенствование таких жизненно важных умений, как владение различными видами чтения, разными способами информационной переработки текстов, поиска информации в различных источниках, а также способности передавать ее в соответствии с условиями общения. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в высших учебных учреждениях по избранной специальности гуманитарного профиля.
в 10 б классе – 105 часов (3 час в неделю);
в 11 б,11в классе – 105 часов (3 часа в неделю).
В соответствии с областным базисным учебным планом в учебном плане гимназии на изучение русского языка отводится:
- в 9 классе – 105 часов (3 часа в неделю);
- в 10 классе – 105 часов (3 часа в неделю);
- в 11 классе – 105 часов (3 часа в неделю).
Учебно-методический комплекс по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной соответствует требованиям государственного стандарта общего образования. Комплекс (авторы-составители:В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский) рекомендован Министерством образования и науки РФ и входит в федеральный перечень учебников. УМК, в целом, обеспечивает уровень литературного образования, позволяет реализовать цели литературного образования, сформировать ведущие компетенции литературного образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УК строится на историко-литературной в 9 классе.
В программе определены ведущие направления литературного образования в основной школе.
9 класс – роль литературы в духовной жизни человека: взаимосвязь литературы и культурной среды эпохи, ее художественных тенденций.
В 10 -11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
Главной целью школьного образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение литературе в данном УМК предусматривает возможность выбора современных подходов изучения литературы: (деятельностный, коммуникативный и личностно-ориентированный), которые на первый план выдвигают уроки сотворчества. Ученик с помощью учителя идет к целостному осмыслению историко-литературного явления. В то же время программа способствует реализации поисково-исследовательского метода анализа художественного произведения, стимулирующего познавательную и творческую активность учащихся.
Методические возможности УК позволяют строить урок с учетом выбранных целей и индивидуальных особенностей учащихся, их учебной мотивации. Так, например, рубрики «Вопросы и задания», «Литературные места России» обеспечивают возможность систематизации и обобщения знаний по изучаемым разделам, а рубрики «В творческой лаборатории писателя», «Развивайте дар слова», «Обогащайте свою речь» – активизации речемыслительной и творческой деятельности. Задания повышенной сложности ориентированы на школьников, мотивированных на участие в олимпиадах. Знакомясь с вопросами, ученик вступает в диалог с авторами учебника и может выбирать задания по интересам: готовить устное сообщение, учить наизусть, исследовать фрагмент текста или написать сочинение.
Важный акцент в программе под редакцией В.Я. Коровиной сделан на уроки внеклассного чтения, которые направлены на формирование у школьников читательской культуры и эрудиции. Учитывая современную ситуацию ослабленного интереса учащихся к книгам, авторы рабочей программы сочли необходимым дополнить ее книгами, которые выбрали сами школьники. Внеурочное чтение призвано максимально заинтересовать ученика, вызвать желание продолжить чтение произведений изучаемого писателя самостоятельно. Обсуждение понравившихся книг – необходимый этап литературного образования. Уроки внеклассного чтения привлекательны тем, что имеют свои особенности: свободное высказывание по самостоятельно прочитанному произведению. Формы и виды деятельности определяет учитель, но обязательно с учетом интересов школьников. В процессе подготовки к урокам внеклассного чтения учитель выбирает актуальную тему и произведение, организовывает чтение к нужному сроку, выстраивает ряд вопросов для обсуждения. Во всех классах уроки внеклассного чтения проводятся как в рамках программы, так и во внеурочное время, например, на читательских конференциях.
Авторы УК среди основных задач литературного образования выделяют обучение умению выразительно читать, в том числе наизусть, ведь только через эмоционально-эстетическое переживание текста можно понять творческий почерк поэта, уловит его тон, темперамент, образную систему мышления. С этой целью в учебники-хрестоматии включены рубрики художественного чтения, содержащие рекомендации известных актеров.
Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжатьработу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10-11 классах (литература второй половины XIX в. – литература XX в. – современная литература).
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
-
выразительное чтение художественного текста;
-
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
-
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
-
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
-
анализ и интерпретация произведения;
-
составление планов и написание отзывов о произведениях;
-
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
-
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источн