Никитина С.Н.
Учитель немецкого языка
высшей валификационной категории
МОУ гимназии №96 г.Челябинска
Профильно-ориентированное обучение немецкому языку на старшей ступени в МОУ гимназии №96
«Одним из приоритетных направлений решения многочисленных противоречий в работе общеобразовательного учреждения является введение профильного обучения на старшей ступени образования.»
Это направление модернизации получило широкое распространение в массовой практике. При профильном обучении учитываются интересы, склонности и способности каждого ученика. Цель этого нововведения — ликвидировать разрыв между школьным образованием и требованиями вузов, познакомить старшеклассников с реальными потребностями рынка труда, максимально подготовить их к осознанному выбору профессии. Полученные в школе знания и навыки должны помочь им в дальнейшем реализовать свои карьерные планы.
При обучении иностранному языку иноязычная коммуникативная деятельность выступает не только как средство, но и как цель обучения, предусматривающая разноуровневое функциональное владение изучаемым иностранным языком, что должно сделать возможным межличностное и межкультурное общение выпускников с носителями данного языка в различных ситуациях социокультурной сферы общения.
Эта цель может быть достигнута как на базовом уровне, так и на углублённом профильном уровне, а также на продвинутом уровне европейского стандарта обученности.
Для этого на старшей ступени вводится разноуровневое обучение , а именно:
- в рамках общеобразовательного курса ( 3 часа в неделю)
- в рамках углублённого профильного курса ( 6 часов в неделю)
- дополнительная подготовка в группах продвинутого уровня европейского стандарта обученности
Выбор профиля во многом зависит от профессиональных устремлений выпускника и его планов на будущее:
- профильное изучение немецкого языка в лингвистическом/ языковом вузе;
- использование немецкого языка в практической деятельности;
- владение немецким языком для предложения обучения в ВУЗах и других учебных учреждениях Германии.
Начиная с 8-9-го класса, а также 5-го класса ребята могут изучать практически любой предмет на занятиях элективных курсов . Это еще не профильное обучение, но уже подготовка к нему. Учитель глубже, чем на обычных уроках, раскрывает отдельные темы, подбирает интересные материалы, рекомендует полезные пособия и книги, По форме и организации обучение осуществляется индивидуально или в группах. Реализация принципов дифференцированного и индивидуального обучения позволяет выбрать каждому учащемуся желаемый и доступный им курс и , соответственно, отвечающий их потребностям и возможностям уровень обученности.
Обучающиеся, выбравшие базовый курс обучения , завершают свою общеобразовательную подготовку по предмету и это обеспечивает им ( если они начали его изучение со 2 класса) функциональное владение немецким языком для общения с носителями языка в различных ситуациях социокультурной сферы общения.
Содержание данного курса составляет общекультурная тематика, затрагивающая проблемы современной жизни в Германии и других немецкоязычных странах, а также и в нашей стране. Отобранный языковой минимум ( лексический, грамматический ) коммуникативно достаточен, чтобы обеспечить функциональную грамотность во владении иностранным языком и возможность общения на бытовом уровне.
Профильно-ориентированное обучение помимо материала базового курса включает в себя материал, обеспечивающий углублённое изучение немецкого языка.
Кроме того, он углублён и расширен за счёт специализированных элективных курсов ( индивидуально-групповые занятия по выбору обучающихся), часы на которые выделяются из школьного компонента Учебного плана гимназии № 96.
Занятия проводятся в соответствии с УМК и авторскими программами:
- Искусство и литература Германии для учащихся 8/9 классов с целью предпрофильной подготовки и последующей профильной ориентации обучающихся в профильно-ориентированных группах старшей ступени обучения /рецензия методического совета Гимназии №96 и городского методобъединения учителей немецкого языка,2007 г.;
- Грамматический тренинг по немецкому языку, рецензия методического совета Гимназии ,№96 и городского методобъединения учителей немецкого языка,2007 г.;
- Практикум по развитию письменной речи по немецкому языку, рецензия методического совета Гимназии №96 и городского методобъединения учителей немецкого языка.2007 г.;
- Аудио-видео курс по немецкому языку, рецензия методического совета Гимназии №96 и городского методобъединения учителей немецкого языка,2007 г.;
- Проекты вне урока, рецензия методического совета Гимназии №96 и городского методобъединения учителей немецкого язьтка,2007 г.;
- Университетские классы для подготовки к ЕГЭ;
- Лингвистические группы для подготовки к Немецкому диплому.
Профильно-ориентированное обучение и углублённая подготовка по-немецкому языку предусматривают реализацию личностно-ориентированного , деятельностного подхода. Развитие социокультурных компетенций , освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщения к ценностям мировой культуры.
Это делает возможным достижение высоких результатов учащимися лингвистического профиля в олимпиадном движении, в международной проектной деятельности, а также обусловливает активное участие в межкультурном обмене между школами Германии и Гимназией №96.
|