Эссе «Моя педагогическая
философия»
Учитель. Что это? Поприще? Работа?
Дом? Призвание? Крест?
Человек осуществляет себя и утверждает делом. Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. Очень
часто я сравниваю себя с пахарем, который выходит в поле чуть свет, возделывает
землю, вспахивает её, сеет семена, орошая их потом. Проходят дни за днями, а
пахарь нетерпеливо вглядывается, не появились ли первые всходы на пашне? И
всегда терзается вопросом: упали ли семена, которые держал на каменистую или
благодатную почву.
Дети, которые позволяют понять,
что твой труд не напрасен, как первые долгожданные восходы после бури и засухи, с которыми так отчаянно
борется пахарь – труженик. Упав, всё же на благодатную почву, и начав расти, всходы
требуют бережной заботы.
На протяжении всей своей
деятельности я пытаюсь привить своих воспитанников от пошлости, бескультурья,
безвкусия, ведь мы – «наставники, хранящие юность» наших детей. Бетховену
принадлежат такие слова : «Для человека с талантом и любовью к труду не
существует преград». Это применимо и к учителю. Нет невозможного, если
вкладываешь в свой труд душу и сердце, если любишь свою работу.
Учитель – это сложное сочетание несочетаемого, это вечный оксюморон: Это
и мудрец, всё понимающий, принимающий и умеющий прощать, и романтик, горящий
идеей достучаться в человеческие сердца, осветить своим сердцем путь для
других, как Данко; это и астроном, вглядывающийся в глубь чёрного неба в
поисках новых звёзд, и пахарь – труженик, который орошает свои всходы потом, а
нередко и слезами, это и предсказатель, который знает наперёд, какими глазами и
как посмотрит на тебя твой воспитанник, кем ты будешь в будущем.
Но с кем бы мы ни ассоциировали нашу профессию, одно остаётся для меня
неизменным и постоянным, - это то, каким бы я хотела видеть своего
воспитанника: благородным. Мне бы хотелось, чтобы мои воспитанники стали
состоявшимися людьми, которые могут, пусть интуитивно, почувствовать, где
фальш, а где истина, правда. Мне бы хотелось, чтобы они научились разбираться в
людях и определять, где белые, чёрные и серые.
А если меня спросят, о чём я мечтаю, я скажу, что о том, чтобы мой
ученик, который уже давно закончил школу
и получает оценки за жизнь и свои поступки, а не за уроки, проходя мимо меня,
говорил своим детям с гордостью: «Это мой учитель». А я с не меньшей гордостью
сказала бы про него: «А это мой ученик».
Я мечтаю о том, чтобы часть моей
души, ну пусть хоть её крупица, оставалась в тех, кто проходит сквозь нашу
душу, ведь «жизнь наша – это растворенье нас самих другим в даренье».( Б.
Пастернак).