Пятница
23.02.2024
21:53
Полезные ссылки
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?







  






Атлас профессий






Социальные сети

Поиск
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829
Погода
Яндекс.Погода
Статистика

Официальный сайт МАОУ "Гимназия № 96 г. Челябинска"

ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

«Мы считаем человека существом кротким.

Да, если его свойства надлежащим образом

развиты воспитанием, он действительно

становится кротчайшим существом. Но

если человек воспитан недостаточно

или нехорошо, то это самое дикое существо,

какое только рождает земля» 

Платон

 

Слова древнегреческого философа Платона, основателя собственной школы,  Платоновской академии в Афинах, человека, который был одним из самых восторженных учеников Сократа, а впоследствии стал учителем Аристотеля, произнесенные почти 2,5 тысячи лет назад как нельзя лучше и сегодня подчеркивают значимость воспитания для формирования личности человека.

Мы считаем, что для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Сложные социально-экономические и политические изменения, происходящие в последнее время в нашей стране, усугубляются кризисом в нравственной и духовной сфере жизни человека. Мы сегодня отчетливо осознаем, насколько важна роль духовно-нравственных ценностей в развитии общества, ибо будущее нашего Отечества в первую очередь зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее любви к своей Родине.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назову те из них, на которые более всего уделяется внимание в нашей школе:

- задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;

- задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности;

- задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;

- задачи физического развития, направленного на укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия.

- задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;

- задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры.

Мы убеждены, что активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – генеральную цель педагогического процесса.

Народная мудрость гласит: «Человек без воспитания – что тело без души». Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально, ибо другие люди относятся к нему по-человечески, а он к ним еще нет. Именно всестороннее, гармоничное развитие каждого человека и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определять пути своей жизни, свое место в ней.

Педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.

Целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения. А для реальной педагогической практики – единство образовательной, развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие функции в целостном образовательном процессе: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Эти связи налагают отпечаток на цели, задачи, формы и методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но, в тоже время, формируются представления знания и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения. Мы считаем, что в педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения, как комплексность его задач и средств их реализации, находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.

Связи в педагогической системе не похожи на связи в других динамических системах. Анализируя посещенные уроки, мы приходим к однозначному выводу: результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии и ученика. Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их во многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные. Например, выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его совершенствования. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с различными формами анализа и самоанализа урока, которые используются нами в работе.

Уважаемые коллеги, развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Обучение, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся.

Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей:

Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.

Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.

В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.

Мы считаем, что существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает педагогический процесс.

Существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатом обучения. Мы пришли к выводу, что обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность обучения значительно снижается. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации педагогического процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.

Место воспитания в процессе обучения отражено и в принципах педагогического процесса, которым наши педагоги уделяют особое внимание. Эти принципы обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

3. Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.

5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

6. Принцип доступности обучения.

7. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

8. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.

9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

10. Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.

11. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

12. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

13. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

14. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Конечно же, все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему принципу – принципу духовно-направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения.

Педагогический коллектив гимназии № 96 на протяжении многих лет выстраивает свою работу, руководствуясь вышеперечисленными принципами. Основываясь на этих принципах были определены цель и задачи работы МОУ гимназии № 96 и на 2007 - 2008 учебный год, о которых подробно рассказала в своем докладе Жанна Викторовна. Единство воспитания и образования всегда лежало, и будет лежать в основе всей нашей работы. Мы убеждены, что образование направлено на формирование общей культуры человека, происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая образование и воспитание как единый процесс, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений. Приобретая знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые, в свою очередь, требуют новых знаний и умений.

 Сегодня через открытые уроки мы хотим показать вам то, на что уделяется в школе особое внимание. Длительное время мы занимаемся проблемой реализации личностно-ориентированного обучения в гимназии. В результате этой работы выработана схема самоанализа урока, с которой сегодня будут работать педагоги. 

Третий год мы участвуем в эксперименте по реализации национально-регионального компонента содержания образования. Мы все хорошо понимаем, что воспитательный потенциал таких уроков огромен. Кроме того, в программу семинара включены учебные занятия и мероприятия, посвященные интеграции основного общего и личностно-ориентированного дополнительного образования.

На сегодняшний день у нас существует эффективная система дополнительного образования, которая в полной мере работает на систему общего образования. Охват обучающихся составляет почти 100%. Кроме того, занятия у нас ведутся только в первую смену, поэтому во второй половине дня в школе продолжает кипеть жизнь. Жанна Викторовна в своем докладе затронула данный вопрос, поэтому я хочу лишь немного добавить. Знания и умения, полученные на уроках немецкого языка, находят свое применение на занятиях вокалом, театральной деятельностью. Происходит формирование навыка не только на уроке, но и во внеучебной деятельности. Кружок «Художественное слово» и выпуск школьной газеты решают практические задачи уроков литературы. Проблема введения третьего часа физической культуры не является для нас проблемой, так как спортивные залы не закрываются до 9 часов вечера, а в танцевальных классах во второй половине дня всегда кипит работа. Так решается проблема увеличения двигательной активности учащихся.

Особое место в учебном плане занимают индивидуально-групповые занятия и элективные курсы. Набор предлагаемых курсов включается в Учебный план в соответствии с принципами вариативности, преемственности, последовательности и востребованности. Система индивидуально-групповых занятий и элективных курсов отражает специфику образовательного учреждения как гимназии, усиливает лингво-гуманитарную направленность содержания образования и способствует реализации индивидуально-дифференцированного характера обучения. Формы обучения на курсах могут быть академическими, традиционными, а также ориентированными на применение инновационных педагогических технологий. Перспективными являются коммуникативные методы, проектно-исследовательская деятельность и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творческую инициативу учащихся. Проектной деятельности в гимназии уделяется особое внимание. Наши проекты занимают призовые места на конкурсах международного уровня. Сегодня педагоги школы поделятся с вами опытом многолетней работы по этой теме.

Конечно, существуют у нас и перспективы в работе. Недаром говорят, что все новое, это хорошо забытое старое. Мы планируем возродить работу, широко проводимую в нашей школе 10 лет назад. Это система разновозрастных уроков-зачетов по системе Р.Г. Хазанкина. Данные уроки наиболее эффективны на любом уроке перед проведением тематической контрольной работы. На уроке старшие школьники становятся учителями у младших, пусть и на 45 минут. Главная задача таких зачетов – развитие творческих возможностей учащихся путем индивидуальной работы непосредственно на зачете. Кроме того, решаются и другие задачи на уроке:

- оказание помощи ученикам в учебе силами старших школьников;

- организация общения младших школьников со старшими в условиях учебной деятельности;

- формирование интереса к работе с людьми, накопление социального опыта;

- формирование умения учиться;

- выявление «пробелов» в знаниях каждого ребенка и их устранение;

- обучение решению сложных задач;

- предупреждение зазнайства, неверия в свои силы.

На таких уроках оказывается адресная помощь учащимся. Принимающий же зачет повторяет тему на более высоком уровне, по сравнению с тем, когда он изучал ее 1-2 года назад. Происходит переосмысливание материала, его систематизация, сопоставление нового и старого. Работа ведется в парах. Среди пар имеются «жестко» закрепленные. Таких пар два типа. К первому типу относятся те пары, в которых младшие школьники нуждаются прежде всего в обучающей помощи. К таким ребятам назначаются старшие, которые обладают высокой степенью толерантности, прислушаются ко всем рекомендациям учителя. Второй тип устойчивых пар определяется по старшим школьникам. Учитель очень дорожит временем тех ребят, которые успешны на предметных олимпиадах, поэтому им подбираются в пару соответствующие школьники, таким образом старшие передают свой опыт подготовки и участия в олимпиадах. К таким «учителям» мечтает попасть каждый младший школьник, хотя на практике сдавать зачет в такой паре гораздо сложнее. При проведении таких уроков в системе выигрывают все: дети младшие и старшие, учителя. Более подходящего урока для воспитания общечеловеческих ценностей трудно пожалуй найти, отзывы ребят после уроков об этом свидетельствуют. К сожалению, по ряду объективных причин данная работа в гимназии угасла, но понимая ее актуальность, мы ее возобновим в ближайшее время.

С 2006-2007 учебного года гимназия принимает участие в эксперименте «Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне» в рамках федерального проекта «Информатизация системы образования» (приказ МОиН Челябинской области от 13.02.2006г. № 01-122, приказ РУО от 15.02.2006г. № 72/1-у, приказ МОУ гимназии № 96 от 28.04.2006г. № 624). В этом учебном году в учебный план включены индивидуальные учебные планы для 11 учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля и двух учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля. Предметы «Экономика», «Математика», «Русский язык» выносятся на дистанционное обучение, основанное на применении информационно-комуникационных технологий, на организации учебного процесса в специализированной открытой информационно-образовательной среде, в которой посредством Интернета происходит обмен учебной информацией. Как и все новое, работа в данном направлении интересна, но полна неожиданностей и трудностей, как для педагогического коллектива, так и для учащихся. Но для сегодняшней темы нашего разговора особый интерес представляет вывод гимназистов, участвующих в эксперименте. Главную трудность представляет для них не новая форма и способы получения знаний, а отсутствие живого общения с учителем. Все учащиеся отмечают это как недостаток такой формы обучения. Двое учащихся вышли из эксперимента после первого года обучения. Но 13 старшеклассников решили дойти до конца. В целом эксперимент проходит успешно, на данный момент качество обучения составляет 100%.

В процесс воспитания в гимназии вовлечены не только педагоги и учащиеся, а также и родители. Почти 10 лет в гимназии существует общественная организация «Еврошкола», о которой подробно говорила в своем докладе Жанна Викторовна. Я лишь хочу подчеркнуть еще раз, что это объединение родительской общественности, одной из целью работы которой является помощь учебно-воспитательному процессу. Благодаря «Еврошколе» в школе появились новые традиции, такие как награждение лучших учащихся за достижения в учебе и внеучебной деятельности памятными медалями. Традицией гимназии стало и проведение совместных пресс-конференций родителей и администрации, где поднимаются, обсуждаются и решаются вопросы и проблемы, возникающие в обучении и воспитании.  Именно по инициативе родителей на одной из таких конференций было принято решение о введении в школе определенных требований к внешнему виду учащихся. Хочу отметить, что со временем данные  требования педагоги постепенно распространили и на себя. А решение действительно важное, т.к. культура одежды значительно влияет на отношение к учебе, придает нужный настрой. К сожалению, хоть и прошло три года, но не все  учащиеся это признают. Но мы настроены оптимистично.

Говоря о воспитании в процессе обучения, нельзя не упомянуть о международном проекте, который существует уже более 10 лет. Это сотрудничество с учебными заведениями г. Випперфюрта (Германия). Ежегодные взаимные визиты учащихся и педагогов, общение наших гимназистов с учащимися Германии на немецком языке, живой диалог, свободный обмен мнениями, стажировка наших гимназистов в Германии, все это направлено на реализацию принципа воспитания общечеловеческих ценностей, воспитывающего и развивающего обучения.

Говоря о воспитании в процессе обучения в нашей гимназии, нельзя промолчать и о трудностях, которые возникают и у нас, несмотря на достаточно благополучные условия для работы. Ведь мы как все общеобразовательные учреждения выполняем социальный заказ, и заинтересованы в качестве его выполнения, т.к. на сегодняшний день для любой школы важно, чтобы родители вели  именно в нее своих детей. Конечно, как и во все школах у нас есть еще над чем работать, есть чему учиться у других.

Ежегодно посещая учебные занятия, администрация гимназии сталкивается с проблемами, требующими разрешения. Для нас сегодня актуален культурный аспект урока (думаю, с этой проблемой на сегодня сталкиваемся не только мы). Культура воспитания – это организация жизни ребенка в соответствии с теми высочайшими достижениями, которые произведены человечеством на данный момент взаимодействия с детьми. Учитель – живой представитель культуры, он строит урок в соответствии с собственным представлением о достигнутом. Здесь важно все, от организации порядка в учебном  кабинете  и внешнего вида учителя и его учащихся, до культуры отношений между учителем и учащимися и учащимися между собой. Важно все, и внутренняя культура учителя, и его профессионализм, и материальная оснащенность учебного процесса. Конечно, учитель сам избирает свой педагогический путь и свою педагогическую платформу, а значит, он имеет свое собственное трактование культуры. Но вот что однозначно: каждый учитель должен также проследить результат воспроизводимого на уроке уровня культуры и не обвинять детей в бескультурии. Если сам учитель позволяет себе небрежность в одежде, не соблюдает правила этикета, не произносит «спасибо» в адрес детей по окончании урока, раздражителен, неуравновешен, то все остальные  усилия будут перечеркнуты, и о культуре урока говорить уже нельзя. Культура урока существует благодаря постоянным физическим и духовным усилиям учителя. Она продукт его творчества, ежеминутного воспроизводства того, что однажды уже достигнуто. И все таки, сложность вопроса отнюдь не в том, чтобы разрешать либо предотвращать отступления от уровня культуры, а в том, как соотнести психологическую раскрепощенность, столь необходимую для максимального интеллектуального развития детей, с застегнутым на все пуговицы мундиром культуры, в который «одело» себя человечество, утончая и усложняя жизнь. Урок – это процесс восхождения педагога в культуру вместе с ребенком, это совместная деятельность педагога и ученика.

На основании типичных замечаний, выявленных при посещении уроков,  в помощь педагогам и администрации был разработан один из видов анализа учебного занятия – анализ воспитательных аспектов урока. Он включает в себя 5 разделов:

- мировоззренческая направленность (личность учителя, оптимизм, отношение к людям, отношение к миру, отношение к вещам);

- учебный труд на уроке (рабочее место, планирование, активность, самостоятельность, прилежание, уважение к истине);

- воспитание дисциплины (воспитанность учащихся, соблюдение порядка, ответственность, умение слушать);

- требования на уроке (тактичность, гибкость, аргументированность, требования, основанные на доверии, успехе, интересе);

- личностный подход на уроке (педагогическая любовь, понимание детей, приятие детей, помощь детям, оценивание детей).

Особенно эффективную помощь данный анализ оказывает молодым специалистам и вновь прибывшим педагогам, т.к. отражает суть требований, предъявляемых в гимназии к воспитательному аспекту каждого урока.

Три постулата заложены в основание новой технологии современного урока: -->