Пятница
23.02.2024
21:59
Полезные ссылки
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?







  






Атлас профессий






Социальные сети

Поиск
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829
Погода
Яндекс.Погода
Статистика

Официальный сайт МАОУ "Гимназия № 96 г. Челябинска"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ АНАЛИЗУ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Сейчас отношения к языку и само состояние его вызывают опасение. Слово в последние время «скукожилось», измельчало, стало бледнее во всех отношениях. Именно это побуждает к более пристальному изучению лучших образцов русской поэзии. Но чтобы изучить, понять и почувствовать слово, нужно научить анализировать поэтический текст. Необходимо разработать такую методику преподавания анализа стихотворений, в которой не было бы, в первую очередь, логических ошибок. Сейчас традиционно используется следующий план анализа:

1. Тема.

2. Идея.

3. Изобразительно-выразительные средства.

Такой план анализа противоречит логике. Цель анализа любого произведения ― понять, зачем оно написано, то есть идея. Но зачем работать с языком произведения, если идея выявлена до непосредственного анализа, а не является конечной точкой, логически завершающей анализ? И осознание именно этого снижает эффективность работы учащихся с языком. Нет мотивировки для аналитической деятельности.

Моей целью является такое построение работы с текстом, чтобы мотивировка для анализа сохранялась, это достигается тем, что учащиеся на идею выходят лишь в конце анализа.

В основе анализа лежит подход Лотмана к поэтическому тексту. Почему за основу взят именно структурный анализ поэтического текста Ю. М. Лотмана? Потому что он обладает определённой логикой:  анализ направлен от формы к содержанию. «Если мы рассматриваем данный текст как особым образом организованный язык, то последний будет реализован в нем полностью. То, что представляло часть системы, окажется всей системой». А если слова стихотворения – это весь язык, то и сами слова становятся « крупнее», значимее. И как следствие: «Любые элементы речевого уровня могут возводиться в ранг значимых». Любые элементы, являющиеся в языке формальными, могут приобретать в поэзии семантический характер, получая дополнительные значения.

Основная цель анализа – понять произведение.

Задача анализа – выявление элементарных частиц, универсальных слагаемых конкретного художественного феномена.

Целесообразно начинать обучение анализу с лексического уровня, потому что «иерархия уровней поэтического произведения … состоит из единства макро- и микросистем, идущих вверх и вниз от определённого горизонта». Этим «горизонтом» является семантическая основа. Соответственно над ним находятся единицы более крупные, чем слово, под ним – элементы, составляющие слово.

Ритм стихотворения бывает разным. Но нельзя зацикливаться только на определение размера, это ведёт к тому, что учащиеся не понимают, зачем они это делают. Нужно соотносит «сбивки» в размере с лексическим, а иногда и с грамматическим уровнями. Отсутствие ударения там, где оно должно быть по рисунку, или, наоборот, излишние ударения, разламывающие рисунок, ‑ это не пустая случайность, а выделение какого-то элемента стихотворения.

Что касается, фонемного уровня то, в 6-7 классах необходимо остановится на звукоподражательной стороне. В 8-9 классе можно говорит о фонемных связках, которые могут появиться, иногда звуком поэт связывает слова, противопоставленные по смыслу.

«Морфологические элементы «выражают в поэзии реляционные значения. Именно они в значительной степени создают модель поэтического мира, структуру субъектно-объектных отношений». При работе с морфологическими элементами необходимо научить видеть смысл, заложенный в морфологических и других грамматических элементах.

Анализ синтаксического построения позволяет глубже проникнуть в смысл произведения. Стихотворение выстроено определённым образом, это не случайно, в этом отражение точки зрения автора на мир. Синтаксическое построение – это, чаще всего, характеристика модели мира, созданной поэтом. Особое внимание при знакомстве с этим уровнем стихотворения стоит уделить понятию параллелизм.

В 6 классе необходимо «подготовить почву»: приучит детей к мысли, что слово в жизни, в прозаическом тексте и в стихотворном тексте очень отличаются. Необходимо объяснить, что слово стихотворное «крупнее», из-за специфики самих текстов: в малом объёме заключены размышления автора о мире, о человеке, размышления над философскими проблемами. И они не менее полны, чем размышления писателей и философов в многотомных трудах.

Учащимся необходимо объяснить следующее:

·        Мир стихотворения – подобен миру реальному. Что это значит? В своей полноте он не уступает многообразию реального мира. Если в нем нет чего-то, то это обусловлено идеей произведения

·        Все слова стихотворного текста – это словарь, подобный толковому словарю русского языка. Он меньше, но по значимости он не уступает многотомному изданию.

·        Необходимо обращать внимание на все грамматические форма, так как слова в мире стихотворения существует только в этой форме и ни в какой другой, соответственно значимость грамматических и морфологических элементов возрастает, то, что в обычном языке имеет только грамматические значение, в поэтическом тексте приобретает значение лексическое. Например: в стихотворении Марина Цветаевой «Расстояния, вёрсты, мили…» приставка РАС является уже не только грамматическим элементом, она приобретает лексическое значение, являющееся смыслообразующим для всего стихотворения.

·        Необходимо дать понятие уровни стихотворения.

Учащихся необходимо научить:

·        Не выявлять тему, окончательную, а выдвигать гипотезу, которая позволяет иметь точку, с которой соотносятся все результаты анализа. Опять же активируется логическое мышление: надо доказать наличие данной темы или же опровергнуть.

·        Определять всех «живущих» в мире стихотворения. Что это значит? Определить героев. Иногда их несколько, они находятся в определённых отношениях и учащемуся нужно воссоздать эти отношения. Это позволяет приблизиться к идее произведения.

·        Составлять словарь стихотворения, то есть подготавливать базу для анализа. Словарь первого, анализируемого стихотворения составить с учителем. Чтобы детям было потом легче выстраивать отношения между героями, целесообразно слова сразу разносить по принадлежности определённому персонажу. Это облегчает работу на следующих этапах анализа.

·        Определять, ведущую в формировании мира стихотворения часть речи.

·        Определять общую смысловую направленность слов. При анализе первого стихотворения целесообразно сосредоточится на работе на одном уровне: на лексическом. Почему именно на этом уровне? То, что заложено на этом уровне, легче всего понять.

·        Объяснять появление «разнонаправленных» слов. То есть объяснять противоречия между героями.

·        Видеть звукоподражание.

·        Соотносить ритмический рисунок с текстом.

В 7 классе углубляются навыки анализа, освоенные в 6 классе. На этом же году обучения нужно научить работе на морфологическом уровне стихотворения.

Дать понятия:

·        Парадигматика и синтагматика. Не обязательно использовать эти термины. Самое важное, что должны понять ученики, это то, что всё в стихотворении взаимосвязано: уровни внутри себя и между собой. Противоречия или согласие между результатами анализа на разных уровнях не уводят прочь от идеи произведения, а приближают к ней.

·        Время завершённое и незавершённое. Вид глагола ‑ совершенный и несовершенный, при анализе поэтических текстов его можно назвать «завершённым» и «незавершённым». То есть глаголы совершенного вида («завершённые») имеют начало или конец, или и то, и другое, то есть они замкнуты во времени, привязаны к нему. В то время как глаголы несовершенного вида чаще всего обозначают незавершённое действие, у них нет начала и конца. Это позволяет говорить о вневременном существовании действия. Очень важно то, как действия героев расположены во времени. Сравнение вида и времени глаголов, относящихся к разным героям, позволяют выстроить модель взаимоотношений, в более широком смысле – модель мира: кто находится в данном временном интервале.

·        Мир предметный и мир абстрактный.

Учащихся необходимо научить:

·        Анализировать время и вид глаголов. Характеризовать мир с точки зрения времени.

·        Определять направление действия: от кого к кому.

·        Выявлять объектов и субъектов произведения.

·        Объяснять «сбивки времени» у глаголов, то есть отвечать на вопрос: почему у героя, характеризующегося временем незавершённым, в некоторые моменты время действия меняется?

·        Соотносить данные разных уровней.

В 8 классе углубляются навыки анализа, приобретённые в предшествующие годы, осваивается ещё один новый уровень: синтаксический.

Дать понятия:

·        Синтаксический уровень.

·        Синтаксический параллелизм.

·        Строфа как единство. «Отношения» строф в произведении.

Учащихся необходимо научить:

·        Соотносить данные морфологического, лексического и синтаксического уровней.

·        Работать с пространством произведения.

·        Анализировать служебные части речи, выявлять их функцию в произведении.

В 9 классе  углубляются навыки анализа, приобретённые в предшествующие годы обучения. К этому времени у учащихся уже должны быть сформированы навыки анализа. Вносить новый материал, новые понятия нет необходимости. Программа 9 класса изобилует стихотворными произведениями, и к этому году нужно сформировать навыки анализа, чтобы учащиеся могли в полной мере понять лирику А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, не тратя время на изучение самих принципов анализа.

Анализ, предлагаемый мной, не лишает учащихся мотивировки к проведению целостного анализа произведений, позволяет к 9 классу сформировать основные навыки анализа, подготовить к осознанному восприятию стихотворных произведений поэтов первой половины 19 века. Литература при таком взгляде на текст не оторвана от русского языка, а рассматривается в тесном переплетении слова и смысла, идеи и её реализации. Не возникает логической сумятицы: анализ языка предшествует идее. Навыки такого анализа помогут подготовить учащихся на более высоком уровне к сдаче экзамена по литературе. Это не только специфические знания по предмету, но и иной более осмысленный взгляд на любой текст.